Скорее всего ничего серьезного из попытки отменить закон об "автогражданке" не получится. Правительство в любом случае заблокирует эту инициативу депутатов. "Остановить действие закона, принятого весной прошлого года, уже невозможно", - сказал представитель Минфина.
Итоги,
21 октября 2003 г.
Нечеловеческий фактор 1238 просмотров
Накануне выборов депутаты Госдумы напрочь утратили чувство автогражданской ответственности
На минувшей неделе Государственная дума вновь озаботилась интересами автовладельцев. Массированной атаке со стороны парламентариев подвергся закон об обязательном страховании гражданской ответственности на автотранспорте (ОСАГО). В итоге на прошлой неделе депутаты в первом чтении приняли законопроект, откладывающий введение ОСАГО еще на один год - до 1 июля 2004 года. А обязательным его планируют сделать и вовсе с 1 января 2005 года.
Противники "автогражданки" утверждают, что сама идея обязательного страхования антилиберальна. "Это принудительное навязывание неких ограничений, а для человека, стремящегося к свободе, любая обязаловка неприемлема", - говорит депутат Виктор Похмелкин. От введения ОСАГО, как утверждают оппоненты закона, выиграют только страховщики и гаишники: первым достанутся деньги автовладельцев, а вторые получат право штрафовать тех, кто не купил полис. Борцы с "автогражданкой" посчитали, что население отдаст за полисы около двух миллиардов долларов, а максимальные выплаты составят при этом не более одного миллиарда. Да и сам максимальный размер ущерба автомобилю - около 5 тысяч долларов - подвергается критике как явно недостаточный. Помимо этого они говорят, что эксперты, которые определяют ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП, напрямую связаны со страховщиками.
Скорее всего ничего серьезного из попытки отменить закон не получится. По крайней мере, как заявил "Итогам" руководитель центра общественных связей Министерства финансов Юрий Зубарев, правительство в любом случае заблокирует эту инициативу депутатов. "Произойти это может на уровне президента или вовсе уже в ходе второго чтения законопроекта в Госдуме. Остановить действие закона, принятого весной прошлого года, уже невозможно", - пояснил представитель Минфина. Страховые компании продали 5 миллионов полисов обязательного страхования ответственности автовладельцев. На счетах страховщиков осело порядка 10 миллиардов рублей, и расставаться с ними они не захотят. Потому в ближайший месяц шуму вокруг обязательного страхования будет много.
"Отмены "автогражданки" не будет. Судя по всему, в пылу предвыборного угара Дума переусердствовала в своем популизме и вместо того, чтобы ввести в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности ряд льгот, приняла неразумное решение. В итоге те избиратели, которые могли рассчитывать на какие-то льготы, их просто не получат", - отметил председатель наблюдательного совета компании "Ренессанс Капитал" Александр Шохин.
В страховых компаниях прогнозируют, что население охотно поверит в депутатские обещания перенести срок вступления в действие процедуры обязательного страхования. В общем-то и до этого автовладельцы страховались не слишком охотно. Большинство россиян, как водится, предпочло отложить покупку полиса на последний день, а теперь, когда появилась надежда, что закон и вовсе могут заморозить, полисы будут покупать лишь те, кому без страхования никак не обойтись, - речь о владельцах транспортных средств, которым надо пройти техосмотр или, например, продать машину. По все еще действующему закону без соответствующего документа пройти эти процедуры невозможно. Остальные выжидают. Как рассказал "Итогам" член правления группы "НИКойл-Страхование" Борис Туркин, число продаваемых полисов может сократиться процентов на 40-50. Если летом и в начале осени компания продавала порядка 3,5 тысячи полисов день, то теперь этот показатель рискует снизиться до полутора тысяч.
Основной наплыв желающих застраховаться ожидается в конце декабря. Правда, отмечает заместитель гендиректора "АльфаСтрахование" Владимир Сорокин, изначально ожидалось увеличение числа клиентов раза в 3-4, а теперь из-за тех, кто откладывает страхование до последнего, эта цифра может возрасти более чем в 6 раз. Однако в страховых компаниях говорят, что с объемом работы так или иначе справятся.
Владельцы полисов добровольного автострахования, которые должны быть конвертированы в полисы обязательного, тоже приостановили операции по их обмену. "С добровольным страхованием "автогражданки" люди знакомы, а с обязательным - еще нет, и слухи о его возможной отмене негативно сказываются на процессе конвертации полисов. Вообще конвертировать полис выгоднее, чем просто покупать еще один, обязательный - в дополнение к ОСАГО можно за небольшие деньги достраховаться на добровольной основе. На сегодняшний день наши клиенты конвертировали около трети "добровольных" полисов, но в последнее время этот процесс значительно замедлился - люди выжидают", - пояснила заместитель генерального директора компании "Стандарт Резерв" Ирина Мельникова.
Уменьшение числа граждан, желающих застраховать "автогражданку", - только часть проблемы. Уже известны случаи, когда люди приходят в страховые компании и вообще аннулируют свои полисы. Пока это единичные инциденты, но страховщики опасаются, что с дальнейшим ажиотажем вокруг отмены ОСАГО число таких "отказников" будет расти. Недовольны все - и люди, с которых страховщики берут неустойку за отмену страхования, и компании, от которых уходят клиенты. До предела накалилась обстановка в пунктах технического контроля и в ГАИ - ссылаясь на принятый в первом чтении законопроект, автовладельцы требуют талончик ТО и регистрационные номера без предъявления страхового полиса. Так что в данном случае законотворческую деятельность депутатов позитивной при всем желании не назовешь.
Закон будет действовать до тех пор, пока его не отменят. А для отмены необходимо, чтобы инициатива депутатов прошла все три слушания в Госдуме, преодолела обсуждение в Совете Федерации и, наконец, получила одобрение президента. Пока этого не произойдет, представители ГИБДД на совершенно законном основании при прохождении ТО и перерегистрации машины будут требовать полис, а после 1 января 2004 года даже штрафовать тех, у кого его нет. На 800 рублей каждый раз - это примерно треть цены среднестатистического полиса.
По сути нынешним летом Россия присоединилась к числу цивилизованных стран, в которых столкновение двух автомобилей не должно приводить к физическому выяснению отношений между водителями. Теперь, как в Европе или Америке, владельцы машин должны были спокойно дождаться представителей ГАИ, а затем возмещением ущерба занимались бы страховые компании. Бесспорно, с самого первого дня система не начнет работать так же безукоризненно, как в Германии или Англии, - не стоит забывать, что там она функционирует уже много десятилетий и до предела обкатана. Но первый шаг должен быть сделан, первый шаг на пути к цивилизованному автомобильному движению. Конечно, на первом этапе некоторые шероховатости в законе будут, идеальной работы от него ждать бессмысленно, но ведь так всегда бывает с любым законом. Так уж повелось, что, говоря о ДТП, в России прежде всего имеют в виду ущерб автомобилю. Корни этого явления, очевидно, кроются в автомобильном дефиците советских времен. Но в любой цивилизованной стране автомобиль в ДТП - вещь вторичная, первична же жизнь и здоровье людей. ОСАГО четко разделил возмещение ущерба за искореженное железо и компенсацию за утраченное здоровье: на ремонт можно потратить до 160 тысяч рублей, а на лечение пострадавших в авариях значительно больше - 240 тысяч рублей. Любопытно, что противники закона ополчились как раз против этого пункта. Год назад парламентарии вовсю лоббировали закон об ОСАГО, причем весьма активно - чуть ли не на официальном уровне было известно, какая из страховых структур стоит за тем или иным "популяризатором" "автогражданки". Сейчас, видимо, деньги страховщиков уже порастрачены, на носу выборы, и народные избранники любыми способами пытаются попасть в новую Думу. Но, как известно, самый простой способ не всегда самый лучший.
Нильс ИОГАНСЕН, Кирилл ПАЛЬШИН
Вся пресса за 21 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
IT Channel News, 11 ноября 2024 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал принципы востребованного страхования киберрисков
|
|
РИА Новости, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали мужчину, подозреваемого в мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
 Остальные материалы за 10 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|